Статьи

Бегущая строка объявлений

> Религиозные фанатики рвутся к власти?

Религиозные фанатики рвутся к власти?

(отрывок из статьи).

 

Рахиля Джумагулова       11.05.2011.     газета "БЕЛЫЙ ПАРУС"

 

...Мы решили побывать в Южно-Казахстанской области, которая, по сообщениям ряда СМИ, считается одной, если правильно будет так сказать, из самых исламизированных областей республики.

Свое ознакомление мы начали с визита в Сарыагашский район, где из бесед с местными жителями стало понятно – район по праву отличается повышенной набожностью своих жителей. Чего стоил один только вид группы молодых лиц, в коротеньких до безобразия штанишках, водрузивших на голову белые тюбетейки, несмотря на свой молодой возраст (а каждому из них можно было от силы дать лет этак 18-20), отрастивших смешные до неприличия бородки. «Ну, прямо, Афганистан какой-то», – вырвалось у одного из членов нашей группы.

 

При этом, люди, которые встречались на улицах, категорично отказывались давать нам интервью, сетуя на то, что это «ширк» – как нам объяснили, «отступление от религии». Но самое интересное, что молодой парень, которого мы остановили и попросили рассказать о себе, здешних людях и порядках, с деланной взрослостью сделал нам замечание «Вам, что нечего делать. Лучше идите и помолитесь…».

 

Обескураженные, потеряв надежду подготовить материал, мы решили обратиться в отдел внутренних дел.

Местного участкового, как и полагается, не оказалось на месте. Оказалось, пошел обхаживать свои владения. К вечеру мы все же сумели его дождаться. И пришел он не один – в сопровождении работника уголовного розыска. Встретили нас настороженно и, поняв, что целью нашего визита является не вопрос освещения коррупции в органах правопорядка, заметно посветлели.

И вот, что нам удалось выяснить из беседы с местным участковым, слова которого дополнял его коллега по «цеху».

 

«В районе действительно много верующих. И что интересно, местные жители не обращаются к нам, а идут прямо к имаму мечети, который и решает их проблемы. Однажды мы хотели поставить на место главу мечети, но люди взбунтовались.  Между нами говоря, бардак полнейший. К примеру есть у нас такой поселок Ынтымак, где уже несколько лет без какой-либо  регистрации работает медресе «Убай Ибн Кааб», где обучаются порядка 200 слушателей со всей Средней Азии. Религиозное обучение, проживание и питание слушателей оплачивается местными предпринимателями.

 

«Рассказывают, что один из спонсоров медресе – бизнесмен Абдулахат, который кстати является владельцем нескольких магазинов в Сарыагашском районе и Шымкенте, распространяет среди учеников «Убай Ибн Кааб» идеи фундаментального ислама.

Об этом мы несколько раз информировали центр. Но какого-либо интереса эта информация не вызвала. А вы знаете, что мы люди военные. Без приказа никуда.

Кстати, в апреле на деньги местных богачей братьев Абдужаббара, Абдугаппара и Абдусаттара Ирисметовых для слушателей медресе построили общежитие и новую мечеть «Шокир эшон ота».

 

Поздно вечером с камнем на душе вся наша группа молча возвращалась в город. И все понимали, что если нас везде будут встречать подобным образом, то никакого материала у нас не получится. И в этот момент у нашего водителя Сергея возникла идея. «Кстати, у меня есть хороший знакомый в областном ДВД. Не обещаю. Но если получится, то всю информацию можно получить у него. Он-то наверняка в курсе дел», – озвучил свою идею Серега. И договорившись на том, что завтра же с утра Сергей договорится со своим знакомым о встрече, распрощались.

 

Звонка водителя пришлось ждать до обеда. Связавшись, Сергей сообщил, что еле сумел договориться с работником ДВД о встрече. И то при условии, если его имя нигде не будет упоминаться.

 

Встреча состоялась в одной из забегаловок, где нас уже поджидал Серегин знакомый. Еще раз, взяв с нас слово, не ссылаться на него, наш собеседник согласился, в пределах допустимого дать ответы на интересующие нас вопросы.

Со слов Серегиного друга, обстановка в Южно-Казахстанской области действительно сложная. С одной стороны обстановку нагнетают представители криминалитета, с другой ее осложняет буйство религиозных фанатиков.

 

В регионе наблюдается засилье сторонников «джихадизма». К примеру, есть в 10 км от Шымкента село Наурыз. В октябре прошлого года по распоряжению акимата области нами была закрыта сельская мечеть. Причиной тому послужили жалобы сельчан на имама мечети Санджара, который призывал местных жителей строго соблюдать религиозный образ жизни, заставлял женщин носить хиджабы. Безбородым мужчинам делал замечания. И все время критиковал правоохранительные органы. Да и мечеть, в которой Санджар читал проповеди, оказалась незарегистрированной.

 

Позднее нами была получена информация о приверженности Санджара идеям «джихада». Но предпринимать какие-либо действия нам не разрешили. Причиной чему, как выяснилось позже, явились связи имама в Астане. И что интересно, недавно парни из Шымкента сообщили, что с февраля мечеть в Наурызе вновь стала работать и в пятничные дни насчитывает порядка 200 прихожан из числа молодежи. О данном факте я информировал свое начальство, но мне приказали забыть о Санджаре.

 

Такая же ситуация и в Сайрамском районе. И здесь не обошлось без уродцев. По имеющейся у нас информации, распространением идей «джихадизма» занимается житель села Карамурт  Сардор. В конце прошлого года, ребята выяснили, что он, при содействии религиозного деятеля Сайрамского района Абдуллы, создал в сельской мечети «худжру», где обучает местную молодежь арабскому языку и экстремистским идеям. На следующий день я вызвал Сардора в ДВД. Но он не пришел. Зато позвонили из КНБ и «посоветовали» забыть о Сардоре.

 

Другим отъявленным джихадистом в районе считается имам мечети поселка Курганчи – Нишонали. У нас есть веские доказательства, что в своих проповедях имам призывает к свержению существующего в республике конституционного строя и построению у нас в Казахстане исламского государства. Имеются у нас сведения и о том, что, в отдельных комнатах мечети в условиях «худжры» Нишонали занимается религиозным обучением местных ребят в возрасте от 11 до 18 лет.

Но попробуй подойти к нему – протекцию Нишонали оказывает имам-хатиб ЮКО Ахмаджон Абеков, который, как известно, приходится родственником главе государства.

 

Но больше всего, по словам нашего собеседника, экстрималов от религии расплодилось в Сарыагашском районе области. «Именно здесь расположена «штаб-квартира» казахстанских «джихадистов». И ведают ею братья-бизнесмены Пахритдиновы Мухитдин и Абдухамид. Что особо тревожно, в последнее время, эти люди начали зарываться.

 

Из беседы с работником ДВД выяснилось, что в начале марта по указанию Пахритдинова Мухитдина на территории поселков Чукурсой и Чапаевка был объявлен негласный запрет и установлены меры наказания за участие в азартных играх. И уже 4 марта телохранители М.Пахритдинова прилюдно жестоко избили четверых местных жителей, которые были уличены в игре в карты. Свои действия Пахритдиновы объяснили местным жителям необходимостью строгого соблюдения религиозных норм и правил, которые никто не вправе нарушать.

 

Кстати, в начале марта сын Абдухамида Пахритдинова – Салохитдин, под предлогом организации частного бизнеса, вывез вместе с собой для обучения на религиозных курсах в Саудовской Аравии пятерых местных жителей. Между тем, мы располагаем сведениями, что выехавшие, в течение нескольких лет, обучались в «худжре джихадистов», организованной Нуридином Пахритдиновым в сельской мечети в Абае. Но и тут сделать что-то ДВД бессильно у Пахрутдиновых есть свои связи в руководстве страны.

 

«Все мы знаем и понимаем. Но бессильны что-либо сделать. Каждый боится за себя, за свое кресло…   Скажу честно, иногда я затрудняюсь сказать, кто контролирует ситуацию в области: государство или же радикалы от религии. Тревожит и то, что в последнее время в эти самые течения пошли и чиновники. А это, как вы понимаете, еще более усиливает позиции экстремистских организаций», – поделился с нами своим мнением работник ДВД.

 

На вопрос же относительно самой причины возникновения в Казахстане религиозного экстремизма собеседник заявил: «Ну, это же очевидно. У нас, как вы знаете из истории, излишним религиозным фанатизмом не страдали. Да и народ мы, как говорится, самодостаточный, так что списывать все это на безысходность людей тоже неправильно. А произошло это после того, как у нас начали давать приют экстремистам, бежавшим из соседних Узбекистана и Киргизии. Узбеки не церемонятся с фанатиками. Как следствие, наше государство, в частности Юг, превратился в Эдем для экстремистских течений. И сегодня, они вытворяют, что хотят».

Комментарии  

 
#1 Талиба 10.07.2011 18:52
Пишешь пиши Рахиля,но нечего всем узбекам приписывать хамство.Ты уже устраиваешь межнациональные распри.Из-за таких журналистов,как ты и бывают войны.Про юг пишешь,а ты посмотри,что творится в Атырау,там тоже узбек виноват да?Вроде,как не юг страны,а бородатых там больше,чем в Шымкенте.Послуш ать,как они ещё пропогандируют, так уши вянут.По всему Казахстану они плодятся не по дням,а по часам.Узбеки тут не причём.Свою безграмотность оставь себе,а людей нечего травить друг на друга.
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Мировые новости

Новости казахстана