ИНТЕРНЕТ-АЛЬМАНАХ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Пошли в поход, а попали за решетку
Лаура Копжасарова, Шымкент
04.08.2011 www.kp.kz.
«Заблудившихся» в Узбекистане туристов соседи отпустили на родину
Ербол Уразалин и Марс Садыков, представшие перед журналистами заметно похудевшими и изможденными, рассказали обо всем на пресс-конференции
В начале недели, казалось, благополучно завершилась нашумевшая история с «пропажей» группы туристов из Шымкента.
Напомним, в прошлый понедельник (25.07.2011) в ДЧС ЮКО обратилась супруга одного из пропавших и сообщила, что трое взрослых и девять подростков вышли в горы еще 10 июля, но к 20 июля, как договаривались, они не вернулись.
На поиски снарядили профессиональных альпинистов-спасателей, полицейских, пограничников, к которым присоединились добровольцы-туристы. Поиски прекратились после того, как официально подтвердилась информация, что пропавшие аж с 15 июля пребывают в Узбекистане.
Местные пограничники задержали их на границе и передали в Бостандыкское РОВД Узбекистана.
Здесь детей и взрослых разделили: первых отправили в спецприемник для несовершеннолетних в город Янгиюль, вторых - в Центр реабилитации Кибрайского района Ташкентской области.
Между тем о произошедшем узбекские силовики не удосужились уведомить даже госорганы Казахстана. При этом самих подростков уверяли - родные в курсе и сегодня-завтра приедут за ними. А мужчинам говорили, что их высвобождением занимается МИД РК.
Но родные задержанных узнали о случившемся только 27 июля, когда Узбекистан ответил на второй, уже официальный, запрос. В первый раз рапортовали, что никаких казахстанских туристов не задерживали.
Жены и матери уже на следующий день отправились в Узбекистан. К тому времени к разрешению ситуации активно подключились МИД и посольство Казахстана. В итоге дети вернулись домой 30 июля.
Встречавший их на границе друг семьи Уразалиных (в Узбекистане оказались отец и сын) врач Чокан Баймухамедов поделился с «КП», что ребята выглядели похудевшими, но чувствовали себя вполне терпимо: «Состояние детей нормальное, никаких побоев на теле нет. Но есть психологическая травма». Один из них, сын руководителя группы Ербола Уразалина Назар, который отметил 15-й день рождения в спецприемнике, поделился: было жутко и страшно, не покидало ощущение, что это дурной сон - настолько нереальным казалось все происходящее.
- То, что мы в другой стране, поняли только в момент задержания, - рассказал Назар. - Мы были уверены, что идем по территории Казахстана. Неожиданно появились пограничники: «Руки вверх!» Начался обыск, на нас наставили ружья, заставили вывернуть рюкзаки. А потом вели куда-то вниз с завязанными глазами часа три. Потом в каком-то домике снова был обыск, установление личностей. В Бостандыкском РОВД - снова обыск, отпечатки пальцев, фотографирование, объяснительные, опросы...
Через сутки после возвращения в Шымкент детей вернулись и взрослые.
Узбекская сторона вначале инкриминировала нашим гражданам незаконное пересечение границы и ввоз оружия (у Ербола Уразалина было с собой спортивное охотничье ружье - отпугивать зверей в горах). Как пояснил казахстанский МИД со ссылкой на прокурора Бостандыкского района Ташкентской области, впоследствии все обвинения были сняты, а дело было оформлено как административное правонарушение.
В понедельник и вторник мужчины снова общались с силовыми органами, теперь уже отечественными. Как рассказал Уразалин, они писали объяснительные, рисовали маршрут похода, беседовали с сотрудниками погранслужбы. Как наши сограждане провели эти две недели, они рассказали и журналистам.
- Мы отправились в учебно-тренировочный поход по Западному Тянь-Шаню, - рассказал Ербол Уразалин, кандидат в мастера спорта СССР по альпинизму, инструктор по горному туризму международной категории, зампредседателя Федерации альпинизма ЮКО. - Проложили маршрут по территории Казахстана. На одном перевале мы решили сократить маршрут, чтобы детям было полегче. Но из-за непогоды и плохой видимости вместо одного перевала попали на другой.
Спускаясь в речное ущелье, путешественники были уверены, что идут по казахстанской земле. Тем более никаких пограничных столбов по пути не было, а трава и горы везде одинаковые. Встретили сначала чабанов, затем егерей, которые и огорошили: вы в Узбекистане. Тут же появились и пограничники.
Две недели мужчины не могли общаться не только с детьми, но даже между собой: их поместили в разные камеры.
- В них было по 12-15 человек, помещения маленькие, закрытые и полностью изолированные, - вспоминает Марс Садыков, тоже известный инструктор-турист, директор Музея Высоцкого в Шымкенте. - Железная дверь, окошечко под названием кормушка и дырочка-глазок. Еда в камерах три раза в день, ни столов, ни стульев, вездесущие клопы.
Условия содержания детей, по словам Уразалина, были получше: «Они могли свободно перемещаться. Но все равно - это учреждение закрытого типа. Дети были шокированы».
Но больше всего казахстанцев возмутило двухнедельное молчание узбекской стороны. Тем не менее, несмотря на очевидное нарушение международных норм, судиться или делать какие-либо заявления по этому поводу они не намерены.
- Вся история для меня остается загадкой, - отметил руководитель группы. - Пограничники видели, что идут дети, было очевидно, что они ошиблись. Они могли бы об этом сказать и посоветовать повернуть. На том дело бы и закончилось. Но нет - надо было арестовать, завязать глаза, привести всех под дулом автоматов. Куча людей была задействована, сколько слез матерей и детей пролито. Дети в шоке. Хотя, по большому счету, дело не стоило выеденного яйца.
Между тем после долгожданного возвращения на родину в деле появился новый поворот - возможное возбуждение уголовного дела. К слову, узбекские следователи перед освобождением сообщили: дело закрывается за отсутствием состава преступления. Как проинформировал Ербол, во вторник им сообщили, что на всех четверых собираются завести уголовное дело по статье «Умышленное незаконное пересечение Государственной границы РК, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой».
Кстати, все участники злосчастного похода вышли из него большими патриотами. Перейдя границу, мальчики несусветно радовались, некоторые в буквальном смысле целовали родную землю. И дети, и взрослые говорят, что две недели томительного ожидания в глубине души они были уверены: родина их не оставит и защитит. А теперь, уже попав домой, добавляют с надеждой - и не осудит…