Статьи

Бегущая строка объявлений

> Южный потоп

ЮЖНЫЙ  ПОТОП

 

Рамзия ЮНУСОВА                  05.04.2012.               http://camonitor.com 

 

Экстренные службы Казахстана не сдали экзамен во время паводков в ЮКО.

  

Разрушительных последствий, вызванных недавними затоплениями в ЮКО, можно было бы избежать, если бы не его величество “авось”. И местные власти, и метеорологи, и службы МЧС, и водники, и экологи, и сами жители до последнего надеялись, что и на этот раз “пронесет”. Однако произошел редкий, но вполне прогнозируемый природный катаклизм, который, по оценкам гидрологов, случается раз в 100 лет. К такому “водовороту” государство оказалось не готово… В итоге сотни семей остались на улице, миллиарды тенге брошены на ветер.

 

Клюнул жареный петух 

 

Как сообщили Central Asia Monitor в РГП “Казгидромет”, первая волна паводков прошла по низкогорным рекам ЮКО 18-20 февраля. Штормовое предупреждение было распространено 16 февраля. Подтопления, связанные с дождями и снеготаянием, наблюдались в области также 27-28 февраля (соответствующий прогноз Казгидромет разослал 26 февраля), 4-5 марта (штормовое предупреждение от 2 марта), 16-17 марта (от 15 марта), 30 марта (от 28 марта). Получается, что местные власти и жители были предупреждены о надвигающихся угрозах за два-три дня вперед. Тогда почему не были приняты необходимые защитные меры? Почему не сделаны должные выводы из прошлогодних паводков? 

 

В результате по области подверглись затоплению 12 районов, 226 населенных пунктов. От воды пострадали 203 дома в зонах, попавших под удар стихии. Часть домов разрушена полностью, некоторые могут обвалиться в любой момент. По мнению специалистов, если срочно не переселить людей из аварийных жилищ, в которые они вынуждены были вернуться, человеческих жертв не избежать. Только в Ордабасин­ском районе, более всего пострадавшем от наводнения, разрушено 66 домов. Еще 20 со дня на день грозят рухнуть, 65 требуют ремонта. Шесть жилищ полностью смыты водой.

“В данное время подсчитали количество разрушенных домов, – рассказывает Бахыт Курманбеков, председатель комиссии по ЧС Ордабасинского района. – Сейчас комиссия оценивает сумму ущерба. На сегодня поставили 23 палатки, но этого не хватает для всех пострадавших”. 

 

- Во время наводнения я, как и многие шымкентцы, отправился в Темирлановку, чтобы узнать, как там родственники, – рассказывает очевидец. – На улицах поселка бурлил водный поток, люди как могли спасали свой скарб. Чиновников вместе с ними не было. А вдоль потоков без дела простаивала спецтехника, видимо, привезенная сюда со всей страны для проведения спасательных работ. Женщины жаловались, что за машину сухой глины с них вымогали по десять тысяч тенге. По завышенной цене продавали и ставшие в эту пору настоящим дефицитом резиновые сапоги. 

 

В Шымкенте вода полностью уничтожила один дом, еще 14 пришли в негодность. В Сайрамском районе аварийными признаны сразу 30 жилых строений. Однако здесь члены комиссии столк­нулись с проблемой: у хозяев домов попросту нет никакой документации на жилье. Заместитель акима ЮКО Сакен Каныбеков, возглавляющий областную комиссию по ЧС, считает этот вопрос открытым: “По закону мы не имеем права выплачивать им компенсации, и вы в районах уже не можете им документы сделать. Как выйдем из положения теперь? Надеюсь, впредь такого не будет и вы, акимы, обратите пристальное внимание на узаконивание жилья”. 

 

Большинство аварийных домов построены из самого дешевого материала – самана, при этом хозяева продолжают жить в ветхих строениях. Начальник областного управления по ЧС Кенжехан Толебаев считает, что людей надо срочно переселить: “Если во время наводнения нам удалось избежать человеческих жертв, то сейчас мы можем потерять людей: они живут в аварийных домах, это опасно. Из областного бюджета будут выделены деньги только для постройки новых домов взамен разрушенных, все остальное – только из бюджетов районов”. Все остальное – это ремонт соцобъектов, дорог, мостов, а также строительство новых дамб и дополнительных каналов. 

 

Примечательно, что уже во время паводков с целью предотвращения затопления населенных пунктов было возведено 38,8 км защитных сооружений и восстановлено 68 км. Протянуто 33 км каналов и очищено 1050 км. Построено 24 шлюза, проведено берегоукрепительных работ на 22,8 км. На защиту от паводка были мобилизованы 15 тысяч человек и 1238 единиц техники.  

 

Экстремальный климат 

 

Группа специалистов Института географии МОН РК на днях вернулась из ЮКО, где работала над изучением причин и последствий затопления населенных пунктов, промышленных районов и сельскохозяйственных земель. Подобные сильные паводки бывают раз в сто лет, констатирует один из участников экспедиции, заведующий лабораторией “Гидрология водоемов” Эскандер Турсунов. Нынешние масштабы потоплений можно сравнить разве что с рекордно холодным 1969 годом. 

 

- В ЮКО снег ложился уже на сильно промерзшую при отрицательных температурах почву, – рассказывает гидролог. – Осадки в основном выпали в низкогорной части, а не в горах. Получилось, что на равнине снега накопилось в полтора раза больше нормы. Обычно в ЮКО глинистая почва впитывает талые воды, но в этот раз земля оставалась заледенелой. В результате, когда потеплело, произошел резкий склоновый сток.  

 

Э. Турсунов не исключает того, что в связи с изменением климатических условий ситуация с затоплениями может повториться намного раньше, чем ее прогнозируют метеорологи, и не только в ЮКО. Ученые сейчас активно обсуждают возможность угроз, связанных с экстремальными температурами. Увеличение осадков, по их мнению, может иметь для Казахстана катастрофические последствия. 

 

- Даже по Алматы видно, что осень и весна стали затяжными и дождливыми. Раньше эти периоды были несколько короче, лето – сухое и жаркое, а зима – малоснежная и короткая. А сейчас у нас и в мае периодически снег выпадает… Т.е. климат с резкоконтинентального движется в сторону субтропического. Мы привыкли, что Гималаи нас от всего защищают, но индийские циклоны – огромные влажные массы – смогли перевалить через горы, и в ЮКО выпадал снег до 3 метров. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Восточном Казахстане. Изменение климата для нас страшно тем, что возникают вот такие нестандартные циркуляционные процессы. Обычно сухие арк­тические массы идут к нам с севера, а влажные теплые массы – со Средиземного моря. А тут и со стороны Индии, Ирана начинают проникать и приносить бедствия, – пояснил Э.Турсунов. 

 

Тест на ЧС 

 

Несмотря на то, что нынешнее стихийное бедствие в ЮКО было прогнозируемым, а Казгидромет разослал штормовое предупреждение за несколько дней вперед, соответствующих профилактических и подготовительных работ со стороны местных администраций, служб экстренного реагирования и населения проведено не было. Хотя причина столь серьезных разрушений объясняется прежде всего антропогенными факторами. 

 

К примеру, транзитный коридор “Западный Китай – Западная Европа” пролегает через затопленные поселки. Как правило, при возведении дорог предусматривается использование автодорожного полотна как водорегулирующей дамбы, в теле которой закладываются водопропускные трубы… “Но у нас, как обычно, трассу успели отстроить, а трубы еще не везде заложили, в результате получился эффект плотины”, – резюмирует Э.Турсунов. 

 

Казалось бы, что может быть проще и надежнее десятилетиями испытанных арыков и каналов? Между тем они сейчас оказались бесхозными и заброшенными. А Ведь те поселки, где оросительная система вовремя была расчищена и приведена в рабочее состояние, почти не пострадали от затоплений, утверждают ученые Института географии. Почти нетронутыми, по их наблюдениям, оказались и качественно отстроенные кирпичные здания на фоне рухнувших саманных домов, на восстановление которых теперь потребуются сотни миллионов тенге. 

 

- В советское время все эти процессы отслеживал государственный архитектурно-строительный контроль, – вспоминает Э.Турсунов. – Ближе чем на 500 метров к водному объекту запрещалось строиться. А сейчас постройки можно увидеть прямо на берегах и в пойме рек, которые каждый год затопляются. Водоохранные зоны фактически отданы на откуп местным властям, они все решают, распределяют участ­ки под ИЖС. Что касается самих домов, то зачастую их начинают оформлять тогда, когда они уже построены. К примеру, в Шымкенте жилье возводят очень быстро, потому что затраты в основном идут на дерево и крышу, кирпичей и цемента в них почти нет. Такие здания падают в первую очередь. То же самое можно сказать и по оросительным системам: каналы в большинстве своем пребывают в плачевном состоянии. Раньше этими вопросами занималось Министерство водного хозяйства – очень мощная была организация. 

 

Единственное, что уцелело в затопленных районах, – это большинство автодорожных и железнодорожных мостов, хотя во время паводков они буквально остались под водой, отмечает специалист Института географии. Впрочем, радоваться по этому поводу еще рано, так как впереди весеннее половодье, наступающее при таянии снега в горах. Эти талые воды станут очередным чрезвычайным экзаменом для мест­ных органов власти и МЧС. 

 

Коксарайское спасение 

 

Масштабы затоплений в ЮКО могли оказаться еще более катастрофическими, если бы не Коксарайский контррегулятор, на строительство которого было затрачено 48 млрд тенге. Этот объект, сданный в эксплуатацию год назад, призван не только обеспечить паводковую безопасность 69 населенных пунктов Южно-Казахстанской и Кызылординской областей, в которых проживает более 400 тысяч человек, но и сохранить воду для заполнения Аральского моря и полива сельских угодий. А заодно свести к минимуму зависимость нашей страны от Кыргызстана и Узбекистана в решении ежегодно возникающих проблем с водой в нижнем течении реки Сырдарьи.

 

На данный момент Коксарайский контррегулятор с проектным объемом в 3 млрд кубометров, находящийся в 160 км от Шардаринской ГЭС, заполнен весь, резюмирует президент Института по исследованию проблем водопользования и водно-энергетических ресурсов Центральной Азии Эрнест Карыбеков: “Только представьте себе, что могло бы произойти, если бы вода в объеме 2-2,5 млрд кубометров сверх нынешних стоков ниже Шардары шла по руслу Сырдарьи по ледоставу. Затопление было бы масштабным. Дело в том, что до прошлого года все излишки воды из Шардары сбрасывались в Арнасайскую впадину, находящуюся на территории Узбекистана. Но она уже максимально наполнилась, и объем воды в ней составляет порядка 45 млрд кубометров. Если учесть еще и продолжительность осенне-зимнего периода в этом сезоне (2011-2012 гг.), то Коксарайский контррегулятор внес свою определенную положительную лепту”.  

 

Э. Карыбеков уверен, что потребность в Коксарае существует только сегодня, пока не ликвидированы причины всех подтоплений. Когда эти проблемы будут устранены, Коксарай в качестве контррегулятора станет ненужным. 

 

Лишние деньги? 

 

Затопления в ЮКО происходят из года в год, следовательно, из бюджета на устранение их последствий ежегодно выделяются огромные суммы. Только на восстановление домов, мостов и дорог, пострадавших от наводнения в Южно-Казахстанской области, потребуется 1 млрд 185 млн тенге – это предварительные результаты деятельности комиссии, которая была создана специально для подсчета ущерба, нанесенного водной стихией. По ее данным, на строительство жилья взамен семи уже разрушенных и 83 находящихся под угрозой разрушения жилых домов понадобится порядка 450 млн тенге. Капитальный ремонт 280 домов обойдется примерно в 280 млн тенге. Строительство четырех мостов областного значения потребует 350 млн. тенге, 30 трубчатых переходов – 90 млн тенге. Восстановление поврежденных трасс обойдется в 15 млн тенге. 

 

По мнению директора Института географии Ахметкала Медеу, проблемы ЮКО на самом деле не так уж сложны, как кажется на первый взгляд. Главное на данном этапе – это проведение оценки территорий с возможным проявлением подобных наводнений и инвентаризация некачественных строительных объектов. На этой базе специалистами института предложен комплекс научно-обоснованных мер по нейтрализации гидрологических угроз. Важно, чтобы схемы защитных мероприятий, подчеркивает известный географ, были созданы и реализованы до возникновения опасных процессов, а не после, как это происходит сейчас. Помимо профилактических работ необходимо также разработать четкий механизм действий, предпринимаемых местными властями и жителями во время чрезвычайных происшествий – это прежде всего своевременное оповещение и эвакуация людей в безопасные места. 

 

Эффективность дальнейшей работы во многом будет зависеть от адекватного анализа сложившейся в ЮКО ситуации и, конечно же, от объективной оценки ущерба. Как считает А.Медеу, сегодня выявилась резкая необходимость в выработке страхового механизма по возмещению убытков населения. Здесь, по его мнению, был бы уместен мировой опыт, где 99% всех страховых выплат в случае подобных происшествий осуществляют частные организации. 

 

- Недавно в своем выступлении президент Н.Назарбаев четко сказал: “Сколько мы можем восстанавливать населенные пункты, строить целые деревни за счет государства?”. В то же время он отметил, что государство не отказывается от этой деятельности, но мы должны навести здесь порядок. Нужно вовлекать в процесс страховой механизм по нейтрализации ущерба. Если мы изучим мировой опыт по проблеме страхования, то увидим, что этот бизнес-процесс очень развит. После урагана “Катрина” Новый Орлеан залило полностью, что страховым компаниям “влетело в копеечку”. То же самое было в Японии после землетрясения. Опасные природные процессы будут только нарастать с изменением климата, и наводнений такого рода, как в ЮКО, станет больше. В этих условиях государство должно предпринять меры, чтобы минимизировать ущерб посредством создания страховых компаний. При этом их участниками и учредителями должны стать государство (30%), местные органы власти и хозяйствующие субъекты (30%), население (30%). Государство защищает свою собственность, а также несет ответственность за обеспечение безопасности в пределах всей территории республики; аналогичная функция, но в рамках своей территории, у местных органов власти; бизнес-сообщество должно защищать свое производство, человек – свою семью. И тогда мы сформируем мощный страховой фонд, который будет работать по законам бизнеса, – пояснил А. Медеу. 

 

Тем временем с целью скорейшего возмещения ущерба в областном центре открыт расчетный счет для сбора помощи пострадавшим. Добровольные пожерт­вования внесли предприниматели, общественные организации, духовенство, учащиеся, мажилисмены. А в некоторых организациях сотрудников просто обязали внести деньги на счет пострадавшим. Так, на сайте мест­ного телевидения появилась запись (орфография сохранена): “Мы работники ЮКГУ!!!! Нас заставили в принудительном порядке перечислить однодневный заработок пострадавшим, а иначе ждите ПРОБЛЕМ на работе!!!!! они сами виноваты, что строят, не соблюдая нормы строительные, и тем более мы все платим НАЛОГИ – для чего???? кому в карман уходят налоги???? чтоб еще помогать!!!!! Слов нет!!!!”. 

 

Южноказахстанцы, пострадавшие от наводнения, вынуждены начать новую борьбу. На этот раз не со стихией, а с чиновниками, от которых они никак не могут добиться обещанной властями компенсации. Так, в пригородном селе Карабастау затопило 18 домов. Комиссия обещала возместить ущерб за счет государства, однако вскоре карабастауцы поняли, что были лишь одни обещания: восстанавливать жилища им придется самим – кто как сможет. В то же время для ликвидации последствий разрушений областные власти намерены просить у правительства 370 миллионов тенге. Однако во время работы комиссии от пострадавших поступило еще 230 заявлений на возмещение материального ущерба.   

 

 

Сауле Исабаева, Рамзия Юнусова  ЮКО – Алматы.

Комментарии  

 
#1 баур 09.04.2012 14:35
:sigh: У нас вся жизнь на авось.Где содрать с народа продумают все до мелочей.А вот как помочь, у нас возникают проблемы.Просто кто-то заинтересован в этом хаосе,чтобы щипануть себе на карман с этих миллиардов.Там выходит неплохая сумма.И не надо валить на катаклизмы. Элементарная бездеятельность аппаратов акимов всех уровней!!! Зажирели на деньгах налогоплательщи ков!!! Прям как в песне у Кикабидзе "Наша Родина скупа на милость как издергенная нищетою мать"И всем этим кавардаком рулит чиновничья жадность и бездушие!!!!!!
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Мировые новости

Новости казахстана