Статьи

Бегущая строка объявлений

> Пустеющие села “казахстанского Техаса”

Пустеющие села “казахстанского Техаса”

 

Central Asia Monitor            13.04.2012.             http://camonitor.com

 

Раньше между городом и деревней была грань, а теперь - целая пропасть.  

 

Историки шутят: на каждый гектар южноказахстанской земли приходятся один святой, один бий и один батыр. Правда, все они – персонажи мифов и легенд, которыми так богаты здешние края. Но, как говорится, дыма без огня не бывает. Сказания испокон веков передавались из поколения в поколение, а предки кочующих казахов стали заселять благодатные земли юга давно. Заниматься земледелием здесь начали гораздо раньше, чем в других регионах Казахстана.

 

Между прошлым и будущим  

 

Одна из легенд, к слову, гласит, что в стародавние времена из Шымкента до самого Туркестана ягненок мог пробежать по крышам домов, не касаясь земли, – настолько густо был застроен и заселен этот отрезок пути. А сегодня о былом напоминают лишь многочисленные курганы, рассыпанные вдоль Великого Шелкового пути. Рассказывают, что люди расселялись у их подножий по принципу своей основной деятельности: в одном месте жили чабаны, в другом – мясники, в третьем – оружейники и т. д. Больших городов здесь не строили, жили сельскими общинами.  

 

Особое место на Туркестанском направлении занимает Ордабасинский район, получивший свое имя по названию легендарного исторического места – горы Ордабасы, являющейся символом казахского единения. Именно здесь представители трех жузов договорились о совместной борьбе против джунгаров и выбрали единого лидера – хана Абулхаира. Спустя триста лет, в 1992-м, у подножия горы прошла встреча трех президентов – Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Время перелистнуло эти знаменательные исторические страницы, но и сегодня жизнь ордабасинцев представляет собой борьбу – теперь за выживание в условиях жестокого рынка. Борьбу нудную, унизительную. В рейтинге районов ЮКО Ордабасинский находится в середине, которая явно не тянет на определение “золотая”: ему отводится 7-е место. То есть живет ни шатко ни валко.  

 

Ордабасинский район был основан в 1964 году и до 1993-го именовался Бугунским. Его административный центр – село Темирлановка, находящееся в 40 км от Шымкента. В состав района входит восемь сельских округов. Численность населения – 108 тысяч человек. Территория – 2700 квадратных километров.  

 

Выгодное природно- географическое положение (множество рек и каналов, обилие солнечных дней) благоприятствует развитию сельского хозяйства: производству мяса, молока, выращиванию зерновых и зернобобовых культур, винограда, овощей и бахчевых. Район богат полезными ископаемыми, которые можно использовать для производства строительных материалов, таких как жженый кирпич, гравий и другие.  

 

В советское время градообразующим предприятием являлся винсовхоз “Октябрьский” со своими виноградниками, вместительным фруктохранилищем, позволявшим сохранять продукцию в свежем виде до мая следующего года. На предприятии трудилось несколько сот сельчан, выпускалось семь наименований марочных вин, которые поставлялись практически во все республики бывшего СССР. В годы лихолетья 1990-х виноградники вырубили, народ разогнали, а цеха передали в руки частника, вконец добившего некогда процветавшее производство. Такая же участь постигла крупные животноводческие комплексы, которыми был богат район, а также популярную во всей области Темирлановскую хлебопекарню, обеспечивавшую не один десяток ордабасинцев рабочими местами и снабжавшую ароматными буханками три (!) соседних района. Сегодня здание этой хлебопекарни зияет пустыми окнами и ободранными стенами, а ордабасинцы привозят хлеб из областного центра.  

 

Как живешь, сельчанин?

 

  Наш коллега Асет Ассади перебрался в город, оставив родную Темирлановку в трудные 1990-е. “Очень тяжело было, – признается он. – Работу с женой найти не могли. А дети маленькие, кормить надо. Даже домашнее молоко найти для них проблематичным оказалось. Люди скотину продавали: деньги нужны были. Зато когда в Шымкент приехали, каждое утро во двор дома сельчане молоко привозили из пригорода и Сайрама”.  

 

Кстати, таких, как Асет, в Шымкенте очень много. В основном это сельская интеллигенция, большая часть которой вынуждена была лет 20 назад покинуть родные пенаты. Вся культурная инфраструктура села – библиотеки, клубы, кинотеатры, детские сады – лихорадочно растаскивалась “прихватизаторами”, а сотрудников безжалост­но выкидывали на улицу. В то же время в городе из-за активного оттока некоренного населения квартиры заметно подешевели, и приобрести их было нетрудно.  

 

А вот моя приятельница Руфина не стала уезжать из родного села: ее муж категорически был настроен остаться, поскольку вся родня проживает в Ордабасинском районе, здесь его корни. Ежегодно, чтобы сохранить место учителя в сельской школе, Руфина приносит дань директору за себя и за мужа, тоже учителя. Причем размер почасовой нагрузки прямо пропорционален размеру врученной директору мзды: чем она выше, тем больше количество часов. На двоих с мужем у них получается около 70 тысяч тенге. Однако это лишь на бумаге. Из каждого оклада принято высчитывать определенную сумму – эти деньги идут на прием различных комиссий. Кроме того, по сельским школам нередко раскидывают неходовой товар: методички доморощенных педагогов, мемуары известных и неизвестных писателей. Высчитывают из зарплат учителей и за обязательную подписку на официальные издания. В общем, за месяц набегает кругленькая сумма вычетов. А попробуй возмутись – вмиг без работы останешься. К тому же мужчин-педагогов нередко мобилизуют на разного рода ремонтные работы. К примеру, муж Руфины в минувшее воскресенье вместе с другими коллегами крыл крышу школьного здания привезенным шифером. Естественно, бесплатно. И никто не спорит. Та же Руфина рассуждает: “Должен же кто-то это сделать!”. Сельские чиновники, и директора школ в том числе, очень умело манипулируют психологией сельчанина, которому еще с советских времен вдалбливали: все вокруг колхозное – все вокруг мое… Подросших детей Руфина пристроила в городе, а дочери даже ухитрилась по ипотеке квартирку прикупить. Сын жилье арендует. Родители как могут помогают детям, для чего завели домашний скот на откорм и продажу. После уроков Руфина спешит домой: надо накормить свиней, подоить корову. Но в этом году она категорически отказалась от этой затеи. Почему?  

 

- Что ты?! – машет она руками. – Свиней в ауле только миллионеры могут содержать! Разве прокормишь их при такой дороговизне кормов? Самой для этого придется голодной остаться!  

 

В ауле, где живет Руфина с мужем, – привозной газ, а воду они таскают из колодца. Таких сел в Ордабасинском районе большинство.  

 

К слову, в беседе со мной заместитель акима района Кайрат Толебаев сообщил, что из 59 населенных пунктов Ордабасы почти половина – без централизованного водоснабжения, а природный газ имеется лишь в четырех селах, в остальных – привозной, в баллонах. Из 66 школ района типовыми являются менее половины (30). Остальные – старые, многие из них располагаются в зданиях барачного типа. И это в районе, где проживает свыше четырех тысяч многодетных семей.  

 

Побег из аула  

 

Замакима, естественно, не преминул отметить и положительные моменты: сокращается количество безработных, их на сегодня во всем районе зарегистрировано всего 736 человек. Нет, открытием новых производств здесь особо похвастать не могут. А сокращения числа безработных удается достичь за счет самозанятости населения. Кстати, этот часто употребляемый в отчетах региональных акимов термин попросту обозначает работу в собственном хозяйстве, доходов от которого едва хватает на пропитание. О пенсионных отчислениях (во всяком случае, более или менее существенных), выплатах по болезни, отпусках и прочих атрибутах цивилизованного труда в этом случае не может быть и речи. И сельчане, отправляющиеся на заслуженный отдых после такой “самозанятости”, получают минимальную пенсию. Толебаев также признался, что немалая часть сельчан работает в городе. А в обозримом будущем согласно генеральному плану развития Шымкента некоторые земли вместе с населением вообще отойдут к областному центру. В частности, такая судьба ожидает дачный массив Шубар-Су с населением в 25 тысяч человек, среди которых преобладают оралманы…  

 

Самая большая мечта Руфины – перебраться в город, поближе к детям. Перспективы для себя в селе она, женщина предпенсионного возраста, не видит. Как не видят ее сотни молодых людей, устремившихся из аулов в областной центр.  

 

В разговоре со мной шымкентский квартирный риелтор со стажем признался, что сегодня основная масса его клиентов – молодежь из села, снимающая квартиры в городе. Это самая неплатежеспособная публика, поскольку, как правило, она не имеет постоянной работы, перемещается с одной работы на другую, с одной квартиры на другую. Как перекати-поле.  

 

Старожил этих мест, Бостандык Жакей, возглавляющий филиал НДП “Нур Отан”, с тоской вспоминает былые времена. Гремел тогда район своими производственными показателями, народ жил хорошо, зарплаты, премии получал, по профсоюзным путевкам на море отдыхал. Сегодня ничего не осталось в селе. Хотя, по его мнению, потенциал сохранился. А для его использования, рассуждает Бостандык Бопешпай­улы, инвестиции в район надо привлекать, программы и перспективные проекты разрабатывать. Тогда и молодежь с удовольствием в родном селе останется, работать будет, гордиться своей легендарной родиной. А пока все ищут возможность уехать из аула.  

 

В советское время часто говорили о необходимости стереть грань между деревней и городом, это была даже государственная задача. А сегодня между ними даже не грань – целая пропасть.  

 

Пир во время чумы  

 

Впрочем, не все спешат покинуть родные пенаты. Акиму района Шохану Кенжееву, к примеру, зачем уезжать? Ему руководить нужно, важные решения принимать. Но не всегда ему это удается. Окружение жалуется: не все в порядке со здоровьем у бастыка, часто на больничный уходит. Жалко, конечно, Шохана Жалеловича. Но надеемся, что здоровье свое он все же поправит и на работе будет находиться чаще…  

 

Или вот обыкновенная почтальонша Зарипа (имя изменено – прим. авт.). Ей тоже незачем было уезжать – она вполне неплохо жила в родном ауле Кольтаган. Правда, благополучие свое она построила на обмане пенсионеров-односельчан. Как рассказал прокурор района, эта “предприимчивая” сельчанка на протяжении двух лет присваивала себе единовременные пенсионные пособия более чем 20 стариков. А когда ее афера раскрылась, она прихватила награбленные деньги и смылась. Сейчас женщина находится в розыске.  

 

А главный врач центральной районной больницы (ЦРБ) Болат Сагымбеков устроил настоящий пир во время чумы. Когда пострадавшие в результате сильного наводнения ордабасинцы, оцепенев от горя, подсчитывали убытки, а общественность старалась поддержать их морально и материально, Баке пышно, с размахом праздновал свой 50-летний юбилей в одном из самых шикарных ресторанов Шымкента. Коллеги его поздравляли и даже, поговаривают, скинулись на солидный подарок. Из своих скромных медицинских окладов “наскребли” имениннику на новенькую иномарку и вручили ему ключи от машины. Конечно, именины – личное дело г-на Сагымбекова, как и то, где встречать юбилей и с кем. Но вспоминается моральный кодекс государственного служащего, неписаные этические нормы, а также наказ президента страны руководителям быть скромными. И до слез жалко находящуюся в подчинении у Сагымбекова поселковую больницу в Бадаме, основательно разрушенную паводковыми водами. Открытая буквально пару месяцев назад (на строительство было потрачено 345 миллионов тенге государственных средств), новая, типовая, она вдруг (по неофициалной версии, не столько от паводка, сколько от неправильного проектирования) рассыпалась вместе с установленным в ней новым медицинским оборудованием.  

 

О власти с ограниченной ответственно­стью  

 

Похоже, что со своей программой переселения людей из депрессивных районов правительство слегка запоздало. Потому как и без нее молодое поколение, устав от безнадеги и безысходности, от жизни в пещерных условиях, оставляет отчие дома и в поисках лучшей жизни устремляется в город, где его, по большому счету, никто не ждет. И там молодые становятся, по меткому выражению незабвенных Ильфа и Петрова, “чужими на празднике жизни”.  

 

И с выявлением экономически бесперспективных территорий государственные мужи опять же намудрили. Что такое депрессивный регион? Согласно официальному определению, это регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. Но если исходить из этого посыла, у нас всю сель­скую территорию республики (а Казахстан, как известно, – страна преимущественно аграрная) можно безошибочно отнести к депрессивной, а ее жителей переселить в города. Только вот кто тогда кормить горожан станет? Из-за примитивного понимания рыночной экономики некоторые наши теоретики продолжают уповать на ее “чудеса”: мол, рынок все расставит на свои места, все отрегулирует. И такой подход стал причиной небывалого оттока сельских жителей в города, что, в свою очередь, вызвало социальное напряжение, проблемы с работой и жильем, спад сельскохозяйственного производства и т.д.  

 

Казахстанский специалист-аграрник Болат Бутеев в своем исследовании подметил: “Казалось бы, наше правительство должно было, используя все возможности государства в интересах нации, осваивать огромные территории, превращать все районные центры в малые города с развитой инфраструктурой и таким способом обеспечивать все население работой. Вместо этого наши “шустрые” экономисты-политики из-за отсутствия национального мышления, следуя советам мировых господствующих сил, заинтересованных в богатствах и землях Казахстана, повели наше правительство по ложному пути. По пути “приватизации”, “оптимизации”, “легализации” и т.д., до которых не мог додуматься даже Голощекин”.  

 

В бытность СССР нашу республику называли всесоюзной житницей и всесоюзным “мясокомбинатом”. И сегодня базу национальной экономики, ее стержень составляет аграрный сектор – животноводство, растениеводство и переработка сельхозпродукции. Так казахи жили испокон веков в соответствии со степным законом, озвученным великим Байдибеком-би: “Аттын туягы жеткен жер бекер калмасын” (“Земля, на которую ступят копыта наших коней, не должна оставаться заброшенной”). Так зачем же нам Америку открывать? Тем более в Казахстане…  

 

 Ордабасинский район,  ЮКО.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Мировые новости

Новости казахстана