ИНТЕРНЕТ-АЛЬМАНАХ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Испиджаб (Сайрам) - свидетель долгой и богатой истории знаменитого торгового канала, связывавшего Восток и Запад – Великого Шелкового Пути. Когда-то Испиджаб был одним из ключевых торговых пунктов Шелкового Пути на территории Южного Казахстана. По свидетельству арабского летописца, в городе располагались рынки, на которых торговали тканями, крытые торговые ряды, мечети. Несмотря на бойкую торговлю Испиджаб, по признанию древнего историка, оставлял приятное впечатление чистого и уютного города.
К сожалению, время сыграло с Испиджабом злую шутку. Уже в 17 веке город полностью утратил свое значение важного торгового центра. В наши дни Испиджаб превратился в село, и носит название Сайрам. Тем не менее, Казахстан может гордиться тем, что на его территории есть этот замечательный памятник эпохи расцвета средневековой Азии. Гордость, правда, омрачается тем, что большинство архитектурных сооружений периода Шелкового Пути пришло в упадок. Однако те немногие здания, что чудом уцелели до наших дней, заслуживают пристального внимания.Из истории древнего Испиджаба (или Исфиджаба).
В казахской степи сохранилось достаточно древних памятников, которые являются как бы знаками давно минувших эпох. Немало таких символичных носителей памяти и в наших краях. Время не стоит на месте, изменились люди, другим стало и отношение к духовной жизни и вере. А эти старинные мечети и медресе, выдержавшие на протяжении долгих веков испытание временем, сохранились до наших дней... Но теперь это не просто знаки прошлого -это историческое наследие, памятники зодчества, возведенные руками наших предков.
Тайны многих городов, переживших на своем веку периоды тяжких невзгод, войн и нашествий, сокрыты теперь в толще земли. Сайрам - одна из таких древних загадок... Как правило, исторические памятники, следы культуры и человеческой деятельности, относящиеся к наследию далеких эпох, чаще всего обнаруживаются вдоль русел крупных рек и на берегах больших озер. И это вполне объяснимо... Через Южный Казахстан несут свои воды Сырдарья, Арысь, Аксу и другие реки. Устремляя свой бег к Аралу, они текут через пустыни и полупустыни, вливаясь одна в другую и объединяя силы, словно передавая эстафету друг другу. Большинство исторических памятников, которые здесь, на юге, представляют собой своеобразный музей под открытым небом, также сосредоточены в основном в устьях и вдоль берегов водных артерий. Одним из них является город Сайрам, расположенный в междуречье Аксу и Сайрамсу. Местоположение Сайрама ученые связывают с древним городом Исфиджабом. Зарождение и становление Исфиджаба было вызвано отнюдь не только удобным экономическо-географическим положением. Находившийся на перекрестье караванных дорог, город стал ремесленно-торговым центром и опорной базой ислама, откуда новая мусульманская религия распространялась в степные районы округи. Если верить сведениям рукописных памятников, хранящихся в музее «Сайрам», в 766 году по нашему летосчислению такие исламские проповедники как Искак-баб, Абдижалель-баб, Абдирахим-баб во главе стотысячного отряда добровольных помощников распространили мусульманство в Сайраме, Сузаке, Таразе и других окрестных городах. По рукописным источникам Сайрам известен с начала VII века. Под этим именем округ упоминается во многих арабских, тюркских ц китайских источниках в качестве крупного политического, экономического и стратегического центра. В книге путешествий Сюан-Цзяна (629 г.) он назван как город у реки Сайрам-Ак. Древний Сайрам -единственный город на территории Южного Казахстана, чье имя донесла с VII века до наших дней священная книга зороастризма «Авеста»; «Сайрим ели» — «земля Сайрим», говорится в ней, и это упоминание показывает, из какой необозримой дали времен тянутся истоки нашей истории. Как Исфиджаб он известен по более поздним сообщениям Махмуда Кашгари, относящимся к XI веку. Вокруг Исфиджаба было сконцентрировано множество городов и более мелких поселений, об этом писал в X веке аль-Истархи: «Его сооружения возведены из глины, базары полны фруктов, на них много ремесленной продукции и других полезных вещей. В окрестностях много городов и селений». Источники называют в их числе Манкент, Джумишлагуд, Газгерт, Харлуг. Вместе с близлежащими городами и поселениями Исфиджаб-Сайрам был самым густонаселенным районом региона. Он пополнялся и рос за счет кочевых тюркских народов, переходивших к оседлому образу жизни. Это подтверждают и сообщения средневековых авторов. Например, Махмуд Кашгари, рассказывая о том, как переселившиеся сюда в VI-VIII вв. согдианцы постепенно растворились в тюрках, пишет: «Жители Баласагуна разговаривают по-согдиански и по-тюркски. И жители Тараза и Аккалы (Мединат Аль-Байда) говорят так же». В этот период среди населения городов исламская вера приобретает особо широкое распространение. Мечети становятся самыми значительными городскими сооружениями, умерших хоронят по мусульманским традициям, растет применение арабской графики письма.
В городах успешно развивается прикладное искусство. В IX-X вв. в Исфиджабе и других населенных пунктах, расположенных на территории сегодняшнего Южного Казахстана, городские умельцы научились делать поливную керамику. Бурное развитие получило искусство изготовления прикладных вещей из железа и меди, совершенствовалось мастерство ювелиров. Исфиджаб становится центром крупного земледельческого района. Горожане выращивают хлеб, овощи и фрукты. Держат крупный рогатый скот, занимаются овцеводством. Вплоть до XIII в., когда началось монгольское нашествие, Исфиджаб процветал. Хорезмшах Мухаммед велел сровнять с землей подвластные ему города Семиречья и Южного Казахстана, чтобы они не достались в руки врагу. Его современник Якут аль-Хамави ар-Руми, автор знаменитого географического словаря «Муджам-ал-Булдан», так описывает эти события: «Исфиджаб, Тараз, Сауран, Усбаникет и Фараб стали игрушкой судьбы... после чего в 616 году (1218-1219 гг.) были ввергнуты в пучину невиданной доселе катастрофы. То было нашествие татар, пришедших с китайской земли... Они уничтожили все, что осталось в этих городах. От прекрасных садов и изящных крепостных укреплений не осталось ничего, кроме разрушенных стен и едва заметных следов пребывания погибшего народа». Известно, что при штурме Сайрама монголы применили катапульту. Однако, несмотря на это сайрамские укрепления не подверглись столь значительным разрушениям, как это было в других осажденных городах. В 1221 году через Сайрам пролегал пеший путь монаха Чан-Чуня, который, увидев, в каком хорошем состоянии находится город, остановился в нем на несколько дней вместе со своими учениками. В обратном путешествии на родину в 1223 году Чан-Чунь снова посетил Сайрам и назвал его «Большим городом».
Для своего времени Сайрам был хорошо укреплен. Историк конца XV — XVI веков Нузбихан Исфагани, автор сочинения «Михман-наме-ий Бухара», писал: «Основная часть города окружена очень высокими стенами».
Кое-где остатки сложенных из камня стен сохранились вплоть до конца XIX - начала XX столетия. Собственно крепость располагалась с восточной стороны. Являясь на протяжении долгого времени крепостным форпостом, Сайрам сумел сохранить до наших дней средневековую планировку восточных городов. Если обратиться к сведениям рукописных источников X века, в древнем городе с четырех сторон находились ворота, расположенные друг против друга и соединенные между собой широкими, прямыми улицами. В X веке они назывались: Нуджакетские ворота, ворота Фар ханы, ворота Саианрасы и Бухарские. В начале XX столетия северные ворота Сайрама звались Бельдарбаза, с внешней стороны их защищали глинобитные минареты. Южные ворота называли Базарными, восточные - Карамуртинскими, западные - Шымкентскими. Как и в глубокой древности, а затем и в позднее средневековье, когда город играл ведущую роль в жизни тюркских народов, он и теперь является одним из политических, экономических и культурных очагов Южного Казахстана. Население Сайрама было разнородным. Среди жителей города встречались потомки древних тюрков и ирано-язычных народов, наряду с ними здесь осели бывшие кочевники, в среде которых формировались казахские племена и роды.
К XVII веку городская культура на территории современного Южного Казахстана постепенно пришла к упадок. В результат борьбы за сырдарьинские города и из-за междоусобных войн, которые вели в XV-XVI вв. враждующие феодальные правители Мавераннахра и Дешт-и-Кипчака, запустение коснулось и Сайрама.
В конце XIX столетия, в результате роста, город вышел за пределы крепостных стен. Хозяйственные постройки и помещения вблизи жилья, которые занимали довольно обширное место, были глинобитными либо строились из сырцовою кирпича. Для возведения же домов использовался обожженный кирпич и необработанный камень. Главные улицы города, пересекаясь в центре, соединялись у здания Пятничной мечети. Среди других городских сооружений мечеть особо выделялась изяществом своей архитектуры. Она была построена в конце XIX века и просуществовала до 1928 года. В контурах и облике Шахарстана - исторического центра Сайрама и сердца прежнего города - ясно угадываются следы схематично сохранившихся древних направлений главных городских улиц. Исторический центр Сайрама представляет собой памятник культуры городского строительства IХ-ХIХ столетий.
В народе повелось говорить, будто «святых (бабов) в Сайраме не счесть». В среде тюркоязычных народов испокон веков благодарные потомки называли «Ата», «Баб», «Ана» воистину святых людей, мудрых учителей, проповедующих в народе исламскую веру, шейхов и дервишей.
В какой бы уголок, аул Сайрамского района или на его степные просторы вы ни отправились, перед вами непременно возникнет мавзолей, надгробие либо мазар почитаемого святого. Каждый из них оставил свой след в истории, у каждого - свое особое место. Паломникам, которые приезжают сюда из дальних мест и зарубежных стран, чтобы поклониться могилам святых, нет числа.Этот мавзолей, расположенный на северо-восток от Сайрама, воздвигнут над могилой духовного правителя, шейха Ибрагима - отца Ходжи Ахмеда Ясави. Прежнее сооружение (XII-XIV вв.), не выдержав испытание временем, обвалилось. Построенный в середине XIX столетия новый мавзолей пострадал во время землетрясения 1950 года, когда обрушился его купол. Он был восстановлен и облицован листовой белой жестью.
Площадь мавзолея Ибрагим-аты - 7 х 7 м, высота - 8,25 м. Вход находится с южной стороны сооружения, на западной стороне - окно, оправленное в деревянную раму. В начале 90-х на средства, выделенные правительством, дорога, проходящая у самых стен мавзолея, была отодвинута на 20 метров в сторону, а архитектурный памятник укрепили слоем земли у основания. В древнем Сайраме, который в средние века стал одним из очагов пропаганды исламской религии, жило много духовных наставников и ученых. Один из них - отец прославленного Ходжи Ахмеда Ясави Ибрагим-ата, ставший учителем тысяч мюридов. В музее Сайрама хранятся рукописи, свидетельствующие о благородном происхождении и богатой родословной этого человека. Он творил в XI веке, в эпоху, когда ислам нашел дорогу к сердцу народа и стал распространяться все шире и шире. Ибрагим-ата был и отменным землепашцем. В народе ходили легенды о святости этого человека и необыкновенном даре провидца.Это исторический памятник, возвышающийся в центре Сайрама. Впервые мавзолей был воздвигнут в ХШ веке над могилой Карашаш-аны - матери великого ученого и поэта Ходжи Ахмеда Ясави. Однако под воздействием времени и природных стихий сооружение неоднократно разрушалось и возводилось снова. Сохранившаяся до нашего времени постройка, относится к середине XIX столетия. Мавзолей сложен из широко распространенного в древнем строительстве Центральной Азии и Казахстана четырехугольного обожженного кирпича размерами 27 х 27 х 5 см. Использованы также дерево, глина и другие природные материалы. Сооружение купольное. В его южной и западной частях, оборудованы дверные входы и округлые ниши. Сохранность мавзолея, который на протяжении двух веков не подвергся разрушению, говорит о качестве проведенных в нем строительных и отделочных работ. Деревянные детали, использованные в строительстве, и вырезанный из дерева орнамент также не подверглись гниению. Если верить преданию, бытующему в народе, когда-то к верхушке купола была привязана прядь черных волос (имя Карашаш означает «черноволосая»), но впоследствии она была утеряна. В 1996 году купол облицевали белой листовой жестью, а в 1997 году вычистили и благоустроили территорию, прилегающую к памятнику.
Настоящее имя Карашаш-аны - Айша-биби, она была дочерью известного в Сайраме шейха Мусы. В XI веке, когда жила Айша-биби, в этом регионе бурно развивались науки, культура и искусство. Мать великого учёного Ходжи Ахмеда была одной из просвещенных, благовоспитанных и грамотных женщин своей эпохи. Карашаш-ану почитают тюрки всего мира. Ее отождествляют с идеалом материнства.
Рядом с захоронением Карашаш-аны находятся и могилы ее близких -Ибрагим-ходжи, Сулеймен-ходжи, Салим-ходжи и Даут-ходжи.
Прадеду Ходжи Ахмеда Ясави Махмудхан-ате мавзолеи возводили не одни раз. В результате природных стихий и вражеских нападений они разрушались и потом поднимались снова.
Жизнь Махмудхан-аты пришлась на X столетие, эпоху наибольшего расцвета этого региона. Достигнув положения благородного святого, он широко пропагандировал в среде своих современников и соплеменников религиозное учение, расширял их представление о мире, учил благовоспитанной жизни и культуре. Отец Махмудхан-аты, шейх Ифтихар был бесстрашным воином, участвовавшим в сражениях с иноземными врагами, совершавшими набеги на Сайрам. Во время одной из битв с недругами он был тяжело ранен. Перед смертью Ифтихар завещал: «Похороните меня на вершине этого хребта. Хочу стать предводителем тюрков и преградой на пути врага, идущего с севера». Этот завет показывает, что сам он был выходцем из тюркского народа.
На выходе из северных ворот Сайрама расположен сравнительно небольшой мазар Акаты. Его размеры - 4 х 5 м, высота - 5,5 м. Купол облицован белой листовой жестью. Первый мавзолей, возведенный в средние века, обвалился. Современный построен в 1995 году на собственные средства сайрамцев.
Настоящее имя Акаты - Шахабиддин Исфиджаби, но в народе он больше известен под первым именем. Аката-баба жил на рубеже X и XI веков и был одним из видных ученых того времени. Как свидетельствуют исторические книги, Шахабиддин Исфиджаби, отличаясь высокой образованностью и глубокой мудростью, стал своему современнику Ходже Ахмеду Ясави путеводным наставником. Эта высокая оценка, данная несколько столетий назад, говорит об огромном багаже знаний и величин учительского дара Аката-бабы. Постоянно ведя своих современников и учеников к идеалам добра, культуры и просвещения, проповедуя вместе с Байзави исламскую религию, он стал духовным народным лидером.
С левой стороны на выходе из южных ворот города Сайрама стоит мавзолей Байзави-казы. Площадь портально-купольного сооружения - 7 х 9 м, высота купола - 11м. Захоронение внутри мавзолея расположено с востока на запад. Современное сооружение относится приблизительно к середине XIX века.
Настоящее имя Байзави - ишан Ходжа. Он жил в IX-X вв. Хазрет был просветленным человеком, освоил много наук и учений. Особенно глубоко, еще с юных лет он изучил и знал наизусть Коран, Карим и хадисы. В письменных исторических источниках Байзави считается крупным ученым и непревзойденным знатоком мусульманской религии. О нем существует следующая легенда. Между правителем города и его младшей супругой разгорелся скандал, и падишах под влиянием гнева выгнал жену, крикнув, что разводится с ней. Позже, когда злость улеглась, он понял, что не хочет расстаться с любимой женой. Падишах пересмотрел свод законов шариата и попытался выяснить, сможет ли он вновь жениться на женщине, которой дал развод. Однако сколько бы ни искали его подручные в книгах, такой возможности обнаружить не сумели. И только Байзави нашел подходящую мотивировку, чтобы вызволить падишаха из затруднительного положения.
Из этой истории видно, насколько глубоко и всесторонне Байзави-казы знал законы шариата. Созданные им духовные творения и сейчас высоко оцениваются во многих мусульманских странах, используются в качестве учебного материала. Он воспитал множество своих последователей, широко известен и почитается в мусульманском мире. Из имени Байзави-казы ясно, что он прославился народным судейством, и множество спорных тяжб привел к справедливому разрешению («казы» переводится как «судья»).Мавзолей Жуас-баба находится в ауле Сикым, находящемся в ведении Кайнарбулакской сельской администрации. Согласно письменным историческим памятникам, в 766 году по нашему летосчислению Жуас-баб вместе с Искак-бабом, Абдижалель-бабом и Абдирахим-бабом во главе стотысячного отряда добровольцев распространял исламскую веру в Исфиджабс. Заметив в Жуасе, кроме таланта исламского проповедника, другие знания и способности, Искак-баб поручил ему судейскую деятельность в Исфиджабе и его окрестностях.
Разместившийся на одном из склонов горного хребта к югу от Сайрама, мавзолей Сузик-аты несколько раз перестраивался в течение XIII-XVI веков. Из письменных источников известно, что в районе этого захоронения некогда существовала подземная дорога, ведущая в Сайрам. Размеры сегодняшнего сооружения- 5 х 5,5 м, высота - 6,5 м. Время не пощадило его, и он стал обваливаться.
Как сообщают средневековые рукописи, истинное имя Сузик-аты - Мустафакулы Ходжа (XII в.). Он внук Ходжи Ахмеда Ясави, родившийся от одной из его дочерей. Хазрет его баловал, и часто называл «мой сузик» (производное от словосочетания «коз сузилю» - пристально вглядываться, внимать). Видимо, таким образом Ходжа Ахмед пытался сохранить во внуке учтивость и послушание. Под именем Сузика Мустафакулы и стал известен в народе. Сузик-ата так же принадлежал к числу образованных и мудрых представителей своей эпохи.
Один из древних памятников Сайрама - мавзолей Балегердана. Это сооружение посвящено Абд аль Азиз-бабу и воздвигнуто в XVв. Постройка треугольная, сложена из легкого четырехугольного обожженного кирпича. Площадь - 11 х 6 м, высота - 10 м. В мавзолее три помещения, в центре - место поклонения, по бокам - две усыпальницы. На северной стороне покоится прах Абд аль Азиз-баба, с другой стороны, по направлению к его ногам лежит Сеит Кожахан-ата. Первоначально возведенный мазар, не выдержав испытания временем, осыпался и обвалился, в XIX веке он отстроен заново. В письменных исторических источниках Сайрама об этом говорится следующее: «Когда эмир Темир увидел разрушенный мавзолей, он поручил эмиру Наурыз Баракхану воздвигнуть над прахом Ишана каменный мазар». Но и он с годами утратил украшавшие его орнаменты, вследствие дождей, пожаров и военных действий получил значительные повреждения. При строительстве мавзолея использованы передовые приемы зодческого искусства того времени. Сохранились образцы прекрасных орнаментов, изразцовой кладки, резьбы по дереву и пр. Они являют собой чудесные примеры народного прикладного искусства. В 1996 году купола мавзолея Балсгердан-бабы, были облицованы белой листовой жестью, входные двери и двери между помещениями мазара заменены новыми. Согласно историческим сведениям, в 766 году на нашу землю ступил отряд арабских добровольцев под предводительством Искак-баба. Знаменосцем этого отряда был Абд аль Азиз-баб, который в деле распространения мусульманства проявил настоящий героизм. Его образованность, стойкость и неколебимая верность делу, сразу бросались в глаза. Святого, умеющего отвадить беду и очистить от клеветы, в народе прозвали - Балегердан (приблизительно означает «изгоняющий беду»). Под этим именем он и остался в истории.
На горном склоне к югу от Сайрама расположен мавзолей Боздак-аты. Под влиянием природных стихий часть каменной кладки в основании мазара отвалилась.
Одним из многих, причисленных к сану святых выходцев из Сайрама, был Камалиддин Байзави, который жил в XII столетии. Он считался очень просвещенным и благообразным человеком. В писменных источниках сказано: «В народе ходит предание, что, если сайрамской округе будет угрожать какая-либо опасность, ишан встанет из могилы и издаст плач, подобный крику верблюдицы, потерявшей своего верблюжонка. Вот почему его прозвали Боздак-ата» (производное от слова «боздау» -«реветь», то есть «боздак» означает нечто вроде «оплакивателя»). По рассказам местных старцев, когда началась Великая Отечественная война, многим чудился плачущий голос святого предка.
В западной части Сайрама находится мавзолей Мирали-баба, построенный во второй половине XIX века. Общая площадь сооружения - 9,8 х 6,4 м, высота купола - 9 м. Мавзолей сложен из обожженного кирпича размерами 27 х 27 х 5 см. Возведенный еще в XII-XV вв., мазар под воздействием природных сил пришел в негодность и в XIX веке был отстроен заново. В средневековых источниках говорится, что к северу от мавзолея Мирали-баба ранее возвышался выложенный из легкого кирпича небольшой мазар его отца Малик-шаха.
Мирали-баб был видным ученым и внес огромный вклад в дело распространения исламской веры. У него было два сына - Ходжа Насрулла Фарсо и Ходжа Фатхулла Махмуд, которые впоследствии стали признанными народом мудрецами. Их захоронения расположены неподалеку от могил отца и деда. Древнее кладбище, датируемое XIII веком, и один из жилых районов Сайрама носят имя Мирали-баба.
Поблизости от мазара Мирали-баба ранее находился мавзолей Малик-шаха. Однако это архитектурное сооружение, свидетель глубокой старины, простояв несколько столетий, в конце концов обрушилось и с течением времени превратилось в холм, поросший травой. Сотрудники благотворительного фонда «Сайрамские святые» организовали здесь раскопки и под толщей земли обнаружили руины прекрасно сложенного мазара. Были собраны уцелевшие кирпичи, которые будут использованы при восстановлении мазара. Место мавзолея сейчас расчищено, воздвигнуты стены из камня и бетона. Малик-шах жил в XI веке, был народным правителем и просвещенным человеком. Он очень почитал сайрамских ученых и оказывал им всяческую поддержку. Падишах Хазрет Малик дружил с Ходжой Юсуфом Хамадани. Малик-шах и Хамадани вели переписку, обменивались книгами и впечатлениями от прочитанного. Приставка «баб», которая позже появилась в их именах, свидетельствует об их неоценимом вкладе, сделанном на пути поиска истины и справедливости.
На юго-запад от усыпальницы Мирали-баба расположен почитаемый в народе мавзолей Бибигияс-аны. Мазар, установленный на могиле, обвалился в незапамятные времена. Но в 1998 году сайрамцы возвели Бибигияс-ане новый небольшой мавзолей. Памятник состоит из двух помещений. В западной его части расположена усыпальница, а на выходе сооружен навес. Он служит местом для молитв и поклонений. Бибигияс-ану сайрамцы знают как мать пророка Хызра (Хызр - легендарный мусульманский пророк, не упоминающийся в числе канонических пророков Корана). В книге «История Сайрама» сказано: «На запад от мазара ишана (Мирали-баба) стоит мавзолей Бибигияс-аны. Это любимая мать Хазрета Хызра...».
На восток от Сайрама, у дороги, ведущей к аулу Карамурт, возвышается мавзолей Салык Ходжи. Мазар построен в стиле средневековых сооружений, двухуровневый, четырехугольной формы с куполом. Его размеры: площадь — 6,7 х 5 м, высота - 7 м; сложен из обожженного кирпича 27 х 27 х 5 см, в строительстве применена и глина. С течением времени краска на куполе слезла. Датируемый XVII веком, мавзолей несколько раз разрушался, восстанавливался и утратил свой прежний облик.
По словам стариков и свидетельству книги «История Исфиджаба-Сайрама», Салык Ходжа приходился отцом Хазрету Хызру. Он был мудрым ученым, человеком просвещенным, видным деятелем своего времени и горячо любил родной народ.
По народному поверью, каждую пятницу в вечерние сумерки Хазрет Хызр посещает мазары своих родителей Бибигияс-аны и Салык Ходжи, чтобы поклониться их праху.
Чтобы поклониться мазару святого Кутбиддина Уали, в Сайрам приезжает множество людей. Некоторые называют его «ученым из ученых». Он жил в X-XI вв. и был высокообразованным представителем своей эпохи, непревзойденным учителем, воспитавшим огромное число учеников. В исторических письменных памятниках приводятся такие слова: «На юго-восток от Сайрама находится могила Кутбиддина-гулама Байзави, величайшего ученого нашего века. Он первенец Хазрета Шахамалиддина династии ишанов. В некоторых источниках ишана Шахамалиддина называют сыном Хазрет-имама Бакира Каффала».
В северной части Сайрама стоит сложенный из сырцового кирпича мазар, который большинство знает как «Шилтен-баба». Из исторических сведений и слов древних старцев следует, что это крупный сайрамский ученый, святой Хасан Байзави, живший примерно в X веке. Знаменитый историк Якут аль-Хамави в своей книге «Муджам-ал-Булдан» писал об этом человеке: «Из Исфиджаба-Сайрама вышло много величайших, всесторонне развитых ученых и прославленных мудрецов. Один из них - Абу Хасан Али. Он оставил этот мир в 380 году по Хиджре (988 г.)».
Небольшой мавзолей, установленный на могиле видного ученого Ходжа-аты Хаджи, не пощадили время и стихии. Сайрамцы возвели Ахметжану Ходжа-ате новый мазар из белого кирпича, благоустроили и озеленили прилегающую территорию. Площадь современного сооружения - 4 х 4 м, высота -6м.
Ходжа-ата был большим ученым и сыном святого Хазрета Бекиш-аты. По своему происхождению он являлся близким родственником Ахмеду Ясави. Многие из его потомков стали известными своей образованностью людьми. О достоинствах Ходжа-аты можно почерпнуть сведения в «Родословной» книге, хранящейся в местном музее.
К северо-востоку от Сайрама есть место, которое зовут по имени Саркалка-бабы. К одному из холмов, находящихся в этом месте, старики относились с благоговением и совершали здесь обряд поклонения. Окруженный со всех сторон деревьями, холм долгое время оставался без внимания. Когда груша исследователей из благотворительного фонда «Сайрам» провела тут раскопки, то обнаружила остатки древнего сооружения. Стало ясно, что на площади 4 х 4 м располагался некогда мавзолей, от которого остались лишь 5-6 рядов черной каменной кладки. Над могилой святого позже был установлен небольшой мазар.
По письменным источникам, настоящее имя покоящегося здесь человека - Ходжа Хамид-ата Байзави. А слово «саркалка» в его прозвище означает «глава, руководитель собрания (коллегии)». Он был из числа прогрессивных, мыслящих ученых X-XI вв. Ходжа Хамид-ата слыл защитником народа, который прозвал его Саркалка-бабой. Он проповедовал людям нормы шариата, основанные на Коране и хадисах, был уважаемым в обществе человеком.
Один из великих уроженцев Сайрама -Лутфулла Сайрами. В «Книге истории» о нем сказано: «За выдающиеся успехи в науке Лутфуллу Сайрами прозвали Машварат-баба. Он был любимым учеником Хазрета Байзави-казы. Его перу принадлежит 37 книг. Сайрами глубоко изучил многие отрасли науки и уже в 19 лет стал агламом (крупным священнослужителем) Сайрамского округа». По дошедшим до нас сведениям, за девять лет до своей кончины Лутфулла оставил пост аглама, перестал работать и выбрал образ жизни дервиша. Его могила находится к северу от общественной мечети, недалеко от мазара Ботбай-аты. Эти захоронения стали сегодня местом поклонения.
Средневековье, когда ислам достиг наивысшего расцвета, явило огромное число прославленных правителей и вождей народа, духовных деятелей и просветителей. Одним из них был правитель Сайрама Султан Мансур (IX-X вв.). Как написано в исторической книге «Рисала», наряду с образованностью и справедливостью, современники чтили его за благое отношение к народу и заботу, которую он проявлял по отношению к людям. Он уделял особое внимание расширению садов и пашен, работам по озеленению. В «Рисале» есть такие строки: «От холеры скончался Арыстан-хан, и его место правителя Сайрама занял Султан Мансур. Он построил множество мечетей, минаретов и подземных дорог. На протяжении тридцати лет сделал много полезного». Когда участились набеги захватчиков на живущий в достатке народ, Султан Мансур отправил исламскому шейху Раисиддину сообщение о том, что враг близко. Собрав общее войско, они дали врагу достойный отпор. По навету завистников его арестовали в Самарканде. Безвинно заточенный в зиндан, шейх Мансур проводил дни в служении Аллаху. У навещавших его земляков он живо интересовался: «Много выпало снега в горах? Хороший был урожай? Посещают ли дети школу? Как дела у людей?..» Выяснив, что правитель Сайрама невиновен, Исмаил Самани освободил его из заточения и принял с большим почетом. После возвращения на родину Султан Мансур отказался от правления и занялся земледелием. Он думал о народе, о том, как помочь вдовам и сиротам. В степи поставили четыре сотни походных юрт, вырыли новые арыки, подготовили пощади под новые посевы и сады, а когда созрел урожай, поделили его между нуждающимися.
В одной из рукописей, хранящихся в музее Сайрама, записано, что по своему происхождению Султан Мансур принадлежал к материнской линии пророка Мухаммеда. Мавзолей этого человека, который благодаря знаниям, честности и верности избранному им духовному пути достиг необыкновенной святости, расположен в окрестностях селения Яргарлык.
Среди авторов второй половины XIX - начала XX столетий в литературной сфере особенно выделяется мулла Абдишукурулы Жусип Сайрами. Он родился в Сайраме в 1840 году. С юных лет Жусип пристрастился к литературе и с удовольствием читал произведения ярчайших звезд восточной поэзии Лутфи, Навои и Хафиза. Уделяя особое внимание стилистике письма, он вскоре стал истинным мастером слова. Жусип Сайрами учился в Шымкенте, продолжил образование в городах Средней Азии. Он автор множества лирических произведений, стихов о любви, статей воспитательного характера и ререводчик нескольких книг. Кроме этого, есть сведения, что Жусип Сайрами многое сделал для пропаганды мусульманства. Он не раз бывал в городах Средней Азии и подружился с видными представителями здешней литературы и науки. Жусип Сайрами умер в 1912 году в своем ауле и похоронен рядом с Байзави-казы. В 1914 году его литературные сочинения и научные труды были сгруппированы по тематике и изданы отдельными книгами. Сайрами знают не только как поэта, но и в качестве просветителя и крупного педагога. Он учил детей в медресе, а в своих учениках воспитывал человечность и доброту, увлекался ювелирным искусством. Его имя носят школа, улица и жилые районы.