ИНТЕРНЕТ-АЛЬМАНАХ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Штурм Туркестана. Последняя война у стен мавзолея.
Алексей Гончаров.
12 июня 1864 года отряд полковника Веревкина отбил город Туркестан у Кокандского ханства. Огромный рост духовного значения Туркестана для нашей страны не может не вызывать законного интереса ко всем страницам истории города. Между тем ситуация в которой Туркестан перестав быть владением Коканда стал городом в составе Российской империи, недостаточно хорошо представлена для широкой публики. А отсюда начинаются разного рода домыслы.
Кто-то говорит о героической обороне Туркестана, кто-то рассказывает, как едва не был разрушен знаменитый мавзолей Ахмеда Ясави. А горячие головы вообще предлагали снести здание русских казарм XIX века. К счастью этого не произошло и сейчас там располагается музей истории города.
Так что же произошло в Туркестане тогда, когда у стен города отгремела последняя, к счастью война?.. Но сначала о предыстории события.
Вторжение с юга.
В XYIII веке, одним из наиболее сильных государств Средней Азии, стало Кокандское ханство. Его ядро располагалось в Ферганской долине. В 70-х годах население ханства резко увеличилось за счет мусульман, бежавших из Кашгарии от китайцев. Коканд, Андижан, Наманган, Маргилан стали крупными торговыми центрами.Одновременно к северу от Коканда усилился Ташкент бывший своеобразной купеческой республикой.
В конце XYIII века ташкентцы, пользуясь крайней слабостью ханской власти в Старшем жузе, начали экспансию на север. Им быстро подчинились Чимкент, Сайрам и Туркестан. Предводители ряда племен Старшего жуза взяли на себя охрану ташкентских караванов, отправляющихся ежегодно в Россию.
Естественно, что двое сильных и агрессивных соседей не могли ужиться в мире. Первоначально удача сопутствовала ташкентцам. В 1799 году на Чирчике кокандское войско было разбито ташкентским правителем Юнус-ходжой. Этот же правитель отбил Туркестан у Бухарского эмира, который еще в 1785 году отнял город у казахских ханов. Но вскоре кокандский хан Алим сумел взять реванш. И в начале позапрошлого века Ташкент потерял свою независимость. Хотя своеобразная внутренняя автономия этого крупного города была сохранена. Кокандский наместник был обязан править городом «по совету пятитысячников и знатных людей Ташкента».
Экспансия кокандцев на север особенно усилилась при Алим-хане (1800-1809). Как писал российский историк В. Наливкин: «Алим-хан немедленно же устремился на арену деятельности завоевательной, заботясь не столько об упрочении и благоустройстве того, что уже имелось, сколько о возможности расширения своих владений и, непосредственно связанного с этим, приумножения собственной казны».
В книге «История Туркестана», написанной примерно в то же время, Мулла Алим-Мохдум-Каджи сообщает: «Алим-хан со своим войском вышел из Ташкента и через дня дошел до Чимкента. Окружив город, он начал его обстреливать. Осада продолжалась 20 дней… Войска, достигнув городов расположенных в степях Дешт-Кипчака: Аулиэ-Ата и Туркестана, дотла их разорили и при этом захватили скот и умертвили людей».
Другой историк Ниязи-Мухаммед-Бен-Ашур свидетельствовал: «Войска хана, как голодные шакалы, заняв степи Дешт-Кипчака, сделали степной простор для казахов маленьким, как глаз муравья. Войска похожие на тигров вихрем пронеслись по казахской степи, чтобы замучить и разорить дотла казахов».
В результате заговора кокандской знати Алим-хан был убит. И престол занял его брат Омар (1809-1822). В 1815 году он заново захватил Туркестан, у занявших его перед этим на короткое время бухарцев, чем положил начало установлению кокандского контроля за торговым путем в степи Младшего жуза и в Россию вдоль Сырдарьи.
В 1821 году казахские отряды Тентяка-торе пытались отбить Туркестан у кокандцев, но неудачно.
Все эти бурные политические события привели к тому, что Туркестан как городской центр захирел. По свидетельству историков в Туркестане в конце XYIII века было не более 1 тысячи домов «строенных гораздо хуже ташкентских. Во всем городе никаких базаров нет, а жители со всеми торгами отъезжают в Ташкент». В начале XIX столетия ситуация стала еще хуже: «Сей довольно известный в древности город столь опустошен, что не считают в нем более 300 домов, и обширность прежнего селения видна уже в одних только развалинах.»,- писали русские горняки, побывавшие в городе в 1800 году.
Но к середине столетия население города увеличилось, здесь насчитывалось уже 1200 домов. Туркестан был важнейшим опорным пунктом на северных границах Кокандского ханства. Вот в этих условиях город и оказался в орбите экспансии Российской империи.
Завоеватели с севера.
10 июня 1864 года к Туркестану подошел отряд полковника Николая Веревкина, состоящий из чуть полутора тысяч российских солдат и офицеров и 100 казахских волонтеров. Любопытно, что по Сырдарье отряд сопровождал пароход. Гарнизон города также состоял из1500 человек, к которым могли добавиться вооруженные жители. Командовал им мурза Даулет, сразу же избравший пассивную тактику обороны.
Ночью под стенами города русские начали рытье траншей. Тогда же в Туркестан прорвался сын Кенесары Касымова султан Садык со 120 конными воинами из кокандских гарнизонов Сузака и Чулака. Садык сразу же заявил мурзе Даулету:
- Выдерживая пассивную осаду, мы не можем победить неприятеля. Сделаем ночью общую вылазку.
- Мои сарты не выйдут на стену. Если вы сами сделаете вылазку, то я против этого ничего не имею,- ответил командующий гарнизоном.
Пока Садык готовил своих людей к вылазке, главный аксакал Туркестана Джонти Утебов через лазутчиков тайно предупредил об этом Веревкина.
В ночь на 12 июня из крепости вышли массы пехоты и конницы. Солдаты Веревкина подпустили их на предельно близкую дистанцию и открыли огонь из орудий и ружей. Тем не менее, атакующие преодолели ров, ограждавший русские пушки, началась рукопашная. Эта схватка продолжалась около часа. После чего кокандцы бежали. Тем не менее, гарнизон крепости предпринял еще одну вылазку. Но и на этот раз сарбазы отступили, потеряв знамя. После этого мурза Даулет потерял всякую волю к сопротивлению и вместе с Садыком и 330 приближенными бежал в Чимкент. А оставшийся в городе главным Джонти Утебов утром 12 июня открыл ворота и сдал Туркестан.
Потери кокандцев за эти дни составили 50 человек убитыми и 50 ранеными; русские потеряли соответственно 5 и 33 человека.
Война и мавзолей.
Когда грохочут пушки, музы молчат: сказал кто-то из великих… А изумительные творения рук человеческих страдают. Что же случилось с мавзолеем Ахмеда Ясави во время последней осады города?
Кокандцы еще в начале своего господства в Туркестане сделали этот шедевр архитектуры одним из элементов городской фортификации. Так на минаретах мавзолея появились довольно грубые кирпичные зубцы.
В первый день осады полковник Веревкин приказал не стрелять по мавзолею. Но вскоре перебежчик сообщил ему, что «это приписывается чуду святого и воодушевляет защитников крепости». Тогда по мавзолею дали 12 выстрелов. Был задет купол асханы и одна из стен здания. Тут же шейх-уль-ислам, высшее духовное лицо города, выкинул на минарете белый флаг.
Российские власти довольно быстро осознали значение мавзолея Ахмеда Ясави для местного населения. В 1872 году его территорию расчистили от мусора и завалов, в 1884 году на реставрацию мавзолея было ассигновано 15тыс. рублей, сумма по тем временам очень большая. Правда большая часть этих денег оказалась разворована подрядчиками.
Но это уже другая история.
Комментарии